Напишите мне
|
Путь к успеху
Сорок лет назад впервые вышел на сцену и почти сразу стал популярным и узнаваемым известный ныне артист эстрады, великолепный и обаятельный иллюзионист Султангали Шукуров. Поколение 70-ых прекрасно помнит его захватывающие своей оригинальностью эстрадные номера «Как прекрасен этот мир» и «Лунная соната»… Газеты и журналы тех лет рассказывали, как паренек из глубинки прошел путь до сцены парижского театра «Олимпия», выступить на которой почитают за честь многие артисты мира. Причем из Казахстана до Султангали Шукурова этой чести удостаивался лишь Амре Кашаубаев. И в театре «Олимпия» среди фотографий мировых звезд есть портреты наших земляков – Амре Кашаубаева и четы Шукуровых.
А начиналась его удивительная и в чем-то поучительная творческая судьба со скромной школьной сцены актюбинской школы-интерната. Но лучше артист пусть сам расскажет о себе.
«Ой-бай тебя там убьют»
Я родился и вырос на железнодорожном полустанке, где обитало всего четыре семьи, и до четвертого класса учился в соседней школе на 20 человек. Только в пятом классе старший брат отвез меня в актюбинскую школу-интернат.
Вырос я без отца – он умер, когда мне исполнилось пять лет, а мать всю жизнь проработала на железной дороге путевой обходчицей. Так что я не из артистической династии. Из всех братьев и сестер только один я увлекся актерством. Случилось это со мной, когда учился в пятом классе. К нам в город приехал фокусник, не помню его фамилии, но он поразил мое воображение. Все! С тех пор я твердо знал, кем стану, когда вырасту, и начал самостоятельно изучать жанр иллюзии-«проглатывал» все попадавшиеся мне книги и учебники, связанные с ним.
В первые я поехал в Москву поступать в цирковое училище после окончания школы. Но для этого мне пришлось у матери украсть деньги на проезд, потому ,что она меня просто категорически не отпускала.
«Ой-бай, тебя там убьют!».
В цирковом училище мне сказали: мы не готовим иллюзионистов, только жонглеров, акробатов. А вам надо в эстрадное училище.
Что ж, вернулся в Атюбинск два года проработал в областной филармонии. И в это время приезжает Гульжахан Галиева и объявляет набор в только что открывшееся в Алма-Ате эстрадное училище. Из девяти человек отобрала меня! Она «посмотрела» меня и сказала, что мне необходимо учится, выходить на большую сцену, а не ездить по периферии с самодеятельными номерами.
Актриса Гульжахан Галиева сыграла громадную роль не только в моей жизни, но и в культурной судьбе республики. Эстрадную студию впервые в Казахской ССР в 1965 году открыла и возглавила именно она, сейчас это Республиканский эстрадный колледж имени народного артиста Жусупбека Елибекова. Затем, в 1969-м, она же открывает Казахский цирк. И я считаю, что нынешнее поколение незаслуженно мало о ней знает и редко вспоминает ее заслуги перед искусством.
Здесь же, в училище, я познакомился со своей будущей женой – Сарой Вагапавной Кабигужиной. Она стала моим партнером не только в жизни, но и в искусстве, и все наши многочисленные награды мы получали вдвоем.
" Как прекрасен этот мир "
Специалистов эстрадников в республике явно не хватало, и потому нас, группу из восьми человек – выпускников эстрадной студии, отправили во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства. Там я познакомился с выдающимся мастером, режиссером, народным артистом РСФСР Сергеем Каштеляном, который стал для меня главным учителем и режиссером.
Учениками Сергея Каштеляна были такие выдающиеся артисты и мастера сцены, как Борис Амарантов, Леонид Енгибаров, которые своим искусством прославили Советский Союз на весь мир. Я горд тем, что вместе с ними выступал на одной сцене, а затем и на сцене парижского театра «Олимпия», куда допускали только самых лучших артистов мира.
Уже в 1967 году Сергей Каштелян поставил нам великолепный номер «Как прекрасен этот мир». Когда мы привезли его в Казахстан, в «Казахконцерте» его просто не поняли. Чиновники от культуры посчитали его обычным иллюзионным выступлением, а ведь в нем была заложена очень глубокая жизнеутверждающая философия. До 1974 года мы его показывали в Алма-Ате, и он был очень оригинальным, национальным по форме и патриотическим по содержанию. Представьте: выходят молодая пара в национальных костюмах на абсолютно пустую сцену и вдруг из ничего разжигают огонь, затем также таинственным образом появляются и взлетают белоснежные голуби. Мы приняли эту схему, потому что общепринято, что жизнь начинается с огня, а сопровождает ее только мир. Эти идеи вечны, они актуальны и сегодня, а родится этот номер смог только благодаря жанру манипуляции. С ним мы объездили всю планету. Сейчас, наверное, уже мало кто знает и помнит, что популярную песню «Как прекрасен это мир» Давида Тухманова попросил написать именно Сергей Каштелян. Затем ее аранжировал ВИА «Веселые ребята» и отдал ее нам.
" В музей на вечное хранение "
У четы Шукуровых много наград. Первую преию им присудили на 5-м Всесоюзном Конкурсе артистов эстрады в 1974 году. На этом же конкурсе, правда несколько ранее, выступали Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Тарапунька и Штапсиль…Затем – Алла Пугачева, Геннадий Хазанов, Клара Новикова, они также прошли через этот конкурс. В то время первая премия Всесоюзного конкурса эстрады приравнивалась к званию народного артиста. Кстати, после Шукуровых никто из Казахстана не удостаивался первой премии этого уважаемого и престижного в свое время конкурса.
Затем последовало участие в конкурсе в Карловых Варах, и тоже – первая премия. Спустя год на этом же конкурсе в Чехословакии они завоевали гран-при; в 1978 году, уже в Париже, на престижном Европейском конкурсе, молодые Султангали и Сара снова получают Гран-при. Много позже, когда чета Шукуровых вернулась домой, все свои награды они сдали в Центральный музей Республики Казахстан на вечное хранение.
Как рассказывает Султангали Тугельбаевич, их триумфальное шествие по самым престижным площадкам Европы стало возможным только благодаря тому, что казахстанское руководство выделило немалые для того времени суммы специально на подготовку их номеров.
Тогда председателем Совета Министров Казахской ССР был Нурсултан Абишевич Назарбаев, и мне довелось дважды с ним встречаться. При встрече он всегда интересовался проблемами цирка.
Наше первое с Сарой Вагаповной выступление перед членами Правительства произошло благодаря тогдашнему министру культуры Галие Галимжановой, которая, не побоявшись новизны жанра и нашего номера, внесла наши имена в список. Для республики иллюзионный номер был, конечно, внове. И «Казахконцерт», в лице тогдашнего директора Чернышева, стал приглашать нас. Честно говоря, мы произвели большой шум.
Затем мы четыре года добивались, чтобы в 1978 году наконец попасть на конкурс в Карловых Варах. Когда мы приехали в Чехословакию, по жеребьевке нам выпал третий номер. И после нашего выступления на конкурсе наступила пауза – все члены жюри во главе с председателем пришли к нам в гримерку. Они были поражены: откуда вы? Тогда мы стали рассказывать о Казахстане, и теперь уже удивлялись мы, потому что об Алма-Ате в те годы знали лишь по ледовому катку «Медео». И когда в 1979 году мы приехали на Межконтинентальный конкурс иллюзионистов, который проходил в Королевском цирке в Брюсселе, у нас был громадный опыт. Только 34 члена комиссии судили на этом конкурсе! Впервые в истории советской эстрады именно казахские артисты получили Гран-при Межконтинентального конкурса.
Именно после Брюсселя нас пригласили в знаменитый театр «Олимпия».
Еще у нас в 1978 году было выступление на Кубе. Там в это время проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и нам присудили золотую медаль. В те годы, до начала Олимпиады в 1980 году, мы работали только на московских эстрадных площадках, в Московском мюзик-холле, Центральном концертном зале «Россия», Театре эстрады…
" Дорогу молодым"
Теперь все свои знания и опыт вот уже десять лет я передаю молодым артистам. И сейчас они, без ложной скромности могу сказать, - на высоте. Хотя еще многое предстоит сделать.
|